Купить билет на это мероприятие Вы можете здесь!
В рамках юбилейного X Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи будет показана авторская версия маэстро Юрия Башмета гениального произведения А. Пушкина – П. Чайковского «Евгений Онегин».
П. Чайковский: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
Евгений Онегин… Кажется, что невозможно представить себе русской и мировой культуры без этого сочинения Пушкина-Чайковского. Еще 50 лет назад критики констатировали, что даже среди русской публики опера стала гораздо популярнее пушкинского «романа в стихах»…
А ведь первая мысль об опере на этот сюжет, подсказанная композитору певицей Елизаветой Лавровской, самому Чайковскому показалась совершенно дикой… Но после бессонной ночи сценарий нового сочинения был готов – сочинение началось со сцены письма Татьяны, где текст оригинала остался почти неизменным…
Надо сказать, что у автора оперы был определенный прототип – драматический спектакль «Евгений Онегин», пользовавшийся в Москве большой популярностью (с музыкой автора «Аскольдовой могилы» А.Н. Верстовского); в эту инсценировку были включены те же сцены из романа, которые потом использовал Чайковский. Опера продвигалась очень быстро (если учесть, что одновременно Чайковский переживал сильнейшую психологическую травму, связанную с неудачной женитьбой) и была закончена в начале 1878 г.
Чайковскому приходилось преодолевать и трудности творческого порядка – невольно сокращать текст Пушкина и вставлять другие стихи. Взявшийся помочь композитору актер Малого театра Константин Шиловский в конце концов попросил снять свое имя с афиши – слишком велики были его расхождения с Чайковским по поводу «вольностей» либретто.
Неодобрительно высказывались об изменениях пушкинского текста и многие критики (особенно о первом варианте финала, который Чайковский позже изменил). Однако, премьера превзошла все ожидания. Сам Чайковский, сочиняя «Онегина» в неустанном творческом горении, был «безумно влюблен» в героев своей оперы – когда он писал сцену дуэли, по его щекам катились слезы…
Тем не менее, он очень беспокоился за сценическую судьбу новой оперы – уж слишком она отличалась от стандартов музыкального театра конца XIX в. Именно поэтому он окрестил ее «лирическими сценами», всерьез полагая, что ее популярность не выйдет за пределы кружков и салонов.
Не желая отдавать свое детище на казенную сцену Императорских театров с ее въевшейся оперной рутиной, он настоял на том, чтобы оперу поставили силами студентов Московской консерватории – и оказался прав: молодые музыканты смогли передать искренность чувств, правдивость душевных порывов персонажей Пушкина и Чайковского.
Вот уже более 130 лет «Евгений Онегин» Чайковского не сходит со сцен крупнейших оперных театров России и зарубежья. Но нередко самые громкие постановки с участием выдающихся музыкантов оставляют чувство неудовлетворенности – тонкая красота чувства, которую так лелеял композитор, снова и снова пропадает на помпезных театральных сценах. Радикальные же «режиссерские решения» и вовсе могут оттолкнуть тех, для кого пушкинские стихи уже неразрывно связаны в душе с пленительными мелодиями Чайковского…
Юрий Башмет – один из первых отечественных музыкантов, возродивший в нашем исполнительском искусстве некогда популярный жанр музыкально-литературной композиции. И «первой ласточкой» в этом синтетическом жанре стал «Евгений Онегин», впервые показаный еще в 2010 г., на открытой эстраде художественного музея Ярославля.
Став заключительным аккордом ярославского музыкального фестиваля, «Онегин» в авторской версии Башмета получил восторженную реакцию зрителей и благожелательные отзывы прессы.
И вот, на сцене Зимнего театра он будет исполнен вновь. Фрагменты из поэмы Пушкина будут читать известные актеры московских театров Антон Шагин и Светлана Иванова. Арии и сцены из оперы Чайковского исполнят прославленные певцы – солисты Государственного академического Большого театра России Андрей Жилиховский (Онегин) и Олег Цыбулько (Гремин), а также приглашенные солисты театра - Анастасия Бибичева (Ларина), Сергей Романовский (Ленский) и Александра Саульская-Шулятьева (Няня). В роли Татьяны Лариной – солистка театра «Новая опера» Жаля Исмаилова, в роли Ольги – солистка Мариинского театра Ирина Шишкова.
За пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» - маэстро Юрий Башмет.