Веб-камеры
web
Реклама
...
x
ЕРИР: Kra23i2zL ИНН: 232000504091 / ИП Федотов Сергей Александрович
Скопировать ссылку

Сочинские таможенники вмешиваются в частную жизнь

Возврат к списку
573 573 23.10.2010

Краснодарский фотокорреспондент Юрий Иващенко обратился в Страсбургский суд с жалобой не незаконные, по его мнению, действия сочинских таможенников. В прошлом году он был подвергнут досмотру в Сочи при возвращении из Абхазии. У журналиста скачали 26 гигабайт информации с ноутбука, включая личную переписку, объяснив это якобы поиском неких запрещенных материалов. Ничего найдено не было, а российские суды потом признали действия таможни правомерными. Правозащитники считают, что эти вердикты юридически узаконили внесудебное вмешательство спецслужб в частную корреспонденцию россиян.

Как рассказал корреспонденту сам Юрий Иващенко, неприятный инцидент произошел в августе прошлого года на таможенном посту "Адлер", когда он возвращался из недельной поездки в Абхазию. Обычно процедура прохождения границы в Сочи ограничивается обычным паспортным контролем, однако в случае с молодым фотографом события стали развиваться по весьма необычному сценарию.

"После проверки паспорта сотрудники таможни попросили меня пройти в отдельный кабинет. Я находился в Абхазии на праздновании первой годовщины признания Россией независимости республики. Фактически я совмещал приятное с полезным — у меня имелась аккредитация от одного из агентств, с которым я сотрудничаю. И отдельно я хотел поснимать для себя. В поездке меня сопровождала знакомая правозащитница",— пояснил Иващенко.

На посту Иващенко попросили задекларировать имеющиеся у него электронные носители. В ответ он сообщил, что при нем имеется сотовый телефон, ноутбук и фотоаппарат. Юрию предложили пройти в отдельную комнату. Его спутница, у которой не было при себе никаких электронных носителей, осталась в другом помещении.

"Сотрудники таможни заявили мне, что будут копировать информацию с ноутбука, флэшек и цифрового фотоаппарата. На мой вопрос, что они собираются искать— я готов был сам показать, все что интересует таможенников те ответили: „Мы будем искать незаконные документы",— рассказал Юрий Иващенко.

Отдельно он отметил, что таможенники так и не смогли пояснить какие именно файлы их интересуют. Подумав они ответили, что документы могут быть связаны с изготовлением фальшивых денег и перебивкой номеров угнанных автомобилей.

Сложность в копировании материалов заключалась в отсутствии у таможенников необходимой аппаратуры и специальных компьютерных программ. Сначала они пытались переписать все файлы на жесткий диск, а потом стали копировать с помощью ноутбука самого Иващенко на DVD-диски. В результате процедура сильно затянулась— всего у Иващенко было скопировано 26 гигабайт информации.

"Спустя какое-то время таможенник мне честно признался: „Я не знаю, что я ищу!". При этом он изучил даже мою переписку по ICQ— я сам даже не знал как можно ее выдернуть из архива",— сообщил фотограф. По его словам, он настоял чтобы при процедуре присутствовали двое понятых, которые расписались в "Акте изъятия проб и образцов" и в акте досмотра. "Я собственно не понял как те же фотографии могут быть пробами или образцами",— сказал Иващенко.

Он отметил, что по документам копирование его информации продолжалось с 10.50 утра до 14.50. Но реально вся процедура, по его словам, заняла больше 6 часов.

"Насколько я понимаю, в моих материалах надеялись найти что-либо экстремистское. Сначала файлы отправили на какую-то экспертизу в Краснодар, но там не оказалось эксперта, а потом переправили в Ростов. О дальнейшей судьбе своих материалов и фотографий я ничего не знаю. Может их до сих пор кто-то изучает, может используют, может просто потеряли",— говорит фотограф. Отдельно он поясняет, что никогда не имел никаких проблем с правоохранительными органами и такое пристальное внимание у нему таможенников стало полной неожиданностью. Единственным объяснением происшедшего он может назвать поездку в Абхазию вместе со знакомой правозащитницей.

После копирования таможенниками у него личной переписки и фотоматериалов Юрий Иващенко обратился в Приукбанский райсуд Краснодара с жалобой на их действия. Однако, суд не нашел нарушений в действиях сотрудников сочинской таможни никаких нарушений.

Согласно предоставленной в суде на шести листах официальной позиции таможенников, личные переписки граждан таможня может читать и копировать на основании Указа Президента Бориса Ельцина "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма" от 23 марта 1995 года.

Представители таможни отмечали, что досмотр, как правило, может длиться несколько часов, а "времени на просмотр личной документации и фотографий, тем более прочтения текстовых файлов у должностного лица просто не было". Отдельно они заявили в суде, что имеют право не только досматривать на границе ноутбуки, "флешки" и плееры, но и абсолютно законно скачивать любую информацию причем в полном объеме, включая переписки, фотографии и прочие личные данные. Отдельно таможенники пояснили, что сотрудники Федеральной службы безопасности могут правомерно находиться в этот момент рядом, пока идет досмотр и скачивание информации.

"Мы собственно об этом в суде и не спрашивали,— сообщил Юрий Иващенко.— Они сами об этом стали говорить. Только тогда я и понял, что некий человек в камуфляже, присутствовавший при копировании моих материалов был сотрудников ФСБ".

"Частично скачивать данные не имеет смысла,— уточнил в суде таможенник.— Скачиваем все и сразу, чтобы потом, например, была возможность направить на экспертизу на предмет наличия в этой информации признаков экстремизма". На вопрос Иващенко и его адвоката, на каком основании можно производить такие манипуляции с личной перепиской, таможенник ответил, что существуют таможенные риски — любого человека в целях обеспечения безопасности могут подвергнуть такому досмотру, а пребывание на таможне может затянуться до трех суток.

Суд позицию таможни поддержал. Впоследствии в апреле этого года решение райсуда Кранодарский краевой суд оставил без изменения, а кассационную жалобу фотографа без удовлетворения.

Надо отметить, что в борьбе за свои права Юрия Иващенко поддержала Межрегиональная правозащитная организация "АГОРА". По инициативе ее активистов сейчас интересы представляет опытный адвокат Марина Дубровина. Как считают правовые аналитики "АГОРА", решения краснодарского суда юридически узаконили внесудебное вмешательство таможенников и чекистов в частную корреспонденцию россиян.

С помощью юристов журналист направил жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбург. По его мнению действия сотрудников таможенного поста по изучению и копированию его личной переписки и журналистских материалов являются вмешательством властей в частную жизнь и тайну переписки, а также в право свободно выражать мнение и распространять информацию. Иващенко подчеркивает, что на момент проведения таможенного досмотра не был обвинен и не подозревался в совершении каких-либо уголовно наказуемых преступлений, что говорит о незаконности действий сочинских таможенников.

Фотограф просит Европейский суд признать Россию нарушившей статьи 8 и 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Право на уважение частной и семейной жизни" и "Свобода выражения мнения"), а также присудить ему справедливую компенсацию. О размере суммы Юрий Иващенко пока не считает нужным говорить. "Конкретизации суммы еще не было. Мы же только направили жалобу...Главное, чтобы ее приняли и рассмотрели— процедура это не слишком быстрая",— резюмировал краснодарский фотожурналист.

GZT.RU


© «SOCHI.COM». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66209 от 01 июля 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомадзор). Учредитель и главный редактор Афанасьева Н.Б., Редакция: E-mail: www@sochi.com, +7 (938) 441-07-68 . Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка (для интернет-СМИ — гиперссылка) на ресурс. 18+

Пользовательское соглашение   Политика конфиденциальности