Первого сентября многие маленькие сочинцы впервые пришли в школу. Как правило, пришли в школу по месту жительства или прописки. Так устроена российская система образования. Но у современных сочинцев сегодня есть выбор. И, по оценке родителей первоклашек, этот выбор шире, чем в соседних городах-миллионниках: Ростове-на Дону, Краснодаре, Ставрополе. Как и в этих городах, в Сочи можно выбрать школу с уклоном в сторону знания языков, либо с углубленным изучением того или иного предмета. Но кроме традиционной классической школы, в Сочи сегодня доступны и формы альтернативного образования. Что такое альтернативное образование?
Альтернативные подходы в образовании существуют уже более 200 лет. Авторские методы (самые известные в мире– это системы Марии Монессори и Вальдрфская школа) развивались параллельно традиционной классической системе обучения, интегрируясь в нее, становясь частью образовательных стандартов. Но, почему-то не меняя их по существу. Даже для экономически развитых стран альтернативное образование остается почти недоступным. И все уже давно убедились, что дело не в деньгах. В США, например, расходы на образование за последние сорок лет утроились, но учиться лучше дети не стали, результаты тестов существенно не изменились. Как не изменилась и сама система образования, которая почти одинакова сегодня и в России, и в США, и в Японии. Детей учат точно также, как до Второй мировой войны: оценки, экзаменационное тестирование, зубрежка, авторитарный подход.
Как показывают опросы среди россиян, проблему современного образования видят лишь в форме итоговой аттестации, многие негативно относятся к ЕГЭ. В то же время мало кто задумывается о правильности или неправильности самой системы образования. 99% опрошенных не могут точно сформулировать свои требования к школе, не знают, что именно они хотели бы изменить. Об этом мы побеседовали сегодня с молодыми, продвинутыми мамами, которые выбрали для своих детей уникальный и нетрадиционный путь альтернативного образования.
Евгения Богдан, сочинка, мама двоих детей. Сын родился месяц назад в Краснодаре, там ей смогли оказать содействие в организации домашних родов. В Сочи это оказалось невозможно. Роддома такие услуги не оказывают, а независимая акушерка рискует попасть под суд. В то же время лучшее дошкольное образование, по мнению семьи Богдан, можно получить именно в Сочи. Ее старшая дочь Варя посещает детский сад Монтессори на Бытхе, в будущем родители хотят отдать дочь в Вальдорфскую школу.
Корр: Почему именно эта школа?
Евгения Богдан: Я знаю только одну школу в Сочи, где дают альтернативное обучение, это Вальдорфская. Они получили государственную аттестацию, по окончании выдают диплом гособразца. Недавно отстроили новое здание. Классные учителя и педагоги приехали из Москвы, Питера, с Урала, городов средней полосы России. Педагоги в обязательном порядке проходят коллегиальный отбор. И в то же время это не совсем коммерческий проект, а скорее меценатство. Развивать новое направление с нуля - сложно. В Краснодаре Вальдорфской школы вообще нет. В Ростове, например, подобная школа на сегодняшний момент дает только 1-2 класс. В Сочи сейчас есть с 1 до 5-6 классы. Возможно, в Сочи есть и другие частные школы, но альтернативное обучение, когда учебный процесс полностью выстроен иначе, дают только в Вальдорфской школе.
Корр: а как же другие варианты: школы с углубленным изучением языков, спортшколы? Разве эти варианты не рассматриваются?
Евгения Богдан: Даже если рассматривать чисто экономически, то частная школа и любая муниципальная - это разные формы хозяйствования и это откладывает отпечаток на всем. Все казенные муниципальные школы всегда существуют за счет государства. В соответствие с профилем предметнику могут просто добавлять нагрузку и, соответственно, делать небольшую доплату, либо вводятся отдельные платные занятия. Это не может изменить общую атмосферу, взаимоотношения, где основной задачей обучения является «натаскивание» на результат. Учитель транслирует детям ту культуру, которую имеет сам. А качество подготовки учителей, к сожалению, падает. В школах мало молодых, прогрессивных специалистов, которые рассматривают свою работу как призвание. Если ребенок яркий, активный, творческий, то казенная атмосфера бюджетной школы может все это в нем уничтожить. Сегодня в России набирает популярность такая форма как домашнее обучение.
Существует, в том числе, вариант профессионального методического сопровождения обучения на дому. Об этом много говорит основатель направления экстерн-офисов в России - Алексей Битнер из Новосибирска. Школьная программа - сверхзагруженная. Если учиться буквально по учебникам – можешь не успеть. Методическое сопровождение, позволяет благополучно и в реальные сроки освоить всю программу.
Корр: В чем главная проблема в индивидуальном обучении?
Евгения Богдан: Насколько мне известно из общения с родителями, которые решились на обучение своих детей на дому, проблем несколько. Ключевой вопрос на старте - это договориться со школой об оформлении ученика на индивидуальное обучение. Хотя в законе это прописано, но обычно на это идут неохотно. Ведь надо создавать специальную экзаменационную комиссию, оценивать ученика… Я знаю, что в Краснодаре с этим очень сложно. Как правило, обучающиеся на дому ученики аттестуются в одной из школ станицы Старотитаровской. Там этот процесс начали жители эко-поселений, которые создали в интернете виртуальное сообщество таких родителей и договорились с этой школой.
Как удалось выяснить корр.SOCHI.COM, сегодня в Сочи такая возможность есть - дети проходят индивидуальное обучение у себя дома. Татьяна Ясинская, сочинка, мама троих детей, двое из них (12 и 7 лет) проходят обучение по индивидуальной программе. Старший сын год находился на домашнем обучении с обязательной госаттестацией в обычной школе. Сначала этого учебного года оба ее сына будут обучаться в Вальдорфской школе.
Корр: Что вам дает Вальдорфская школа?
Татьяна Ясинская: Это педагогика, которой более 100 лет. С самого раннего возраста там изучают ремесла. Дети детсадовского возраста создают просто фантастические картины из пряжи, работают с глиной. Большое внимание уделяется музыкальному образованию. Мой сын играет на флейте. Эвритмия – это искусство выразительного движения через единство музыки, образа и слова, это гармонизирует психику ребенка. Дети много выступают перед аудиторией, пересказывают, играют в спектаклях. Поэтому они раскомплексованные, смелые, в отличие от детей из обычных школ, где на учеников постоянно давят, пугают и пресекают любую инициативу, где учителя так часто говорят о детях плохо, упрекают, что ребенок чего-то не успевает, не может. Дети все это слышат и еще больше отстают в развитии. А здесь все наоборот: учитель и ученик – друзья, нет дистанции.
Корр.: Главные аргументы, которые обычно приводят сторонники традиционного школьного образования: ребенок должен развиваться в коллективе, самостоятельно он не способен усвоить обязательную программу, что может стать препятствием для поступления в вуз. Говорят, что дети становятся слишком рафинированными, изолированными от обычного общества, в котором ему придется жить. Так ли это?
Татьяна Ясинская: Нет. Это абсолютно неверно. Трое детей в семье – это уже коллектив, небольшой, но достаточный, чтобы научиться отстаивать свое мнение и договариваться. В Вальдорфской школе классы по 6-8 человек. Это не какое-то особое сообщество детей, это обычные дети, просто их мало и каждому из них уделяют много внимания. Большой коллектив – это почти толпа, обучение в толпе всегда затруднено. Дети часто отвлекаются, они не способны слышать, о чем им говорят. Для полноценного обучения всегда предпочтительнее, когда детей меньше. Семейное, домашнее образование имеет свои плюсы и свои минусы. Минус – это сложности для родителей, ребенка надо контролировать. Плюсы касаются, в первую очередь, его здоровья. Во-первых, он не привязан к режиму, может выспаться утром, дома у него хорошее, полноценное питание. Ребенок избавлен от необходимости таскать тяжелые рюкзаки. Вес рюкзака ученика начальных классов в среднем, не менее 7 кг. А сколиоз сегодня никто не лечит. Домашнее обучение дает ребенку возможность выбирать то, что именно он сейчас хочет изучать. Нет соревновательности, он сам себя оценивает. В то же время он полностью осваивает школьную программу. Госаттестация детей, которые находятся на домашнем обучении, проходит в 4,9,11 классе.
Корр: 12 лет, это 6 класс, не начальное образование. Как вы решаете проблемы с основными предметами?
Татьяна Ясинская: в младших классах достаточно взять репетиторов для 3 основных предметов: русский язык, математика и иностранный. Необязательно каждый день заниматься предметом. В школе русский язык изучают 4 раза в неделю по 45 минут, я считаю, что достаточно одного 2,5 часового занятия в неделю. С 6 класса добавляется физика, с 7 класса – химия. Все остальные предметы мой сын изучал сам. Читал учебники, запоминал и пересказывал.
Корр:Как вам удалось договориться со школой о переходе на домашнее обучение и какая это школа?
Татьяна Ясинская: Мой сын ранее учился в школе №8. Да, руководство школы пошло на это неохотно, но есть закон, который разрешает такую форму обучения. Мы были первыми, кто перешел на домашнее обучение в этой школе, и, насколько я знаю, единственными.
P.S. Странное совпадение: во время написания этой статьи, по России-24 шло выступление президента Сбербанка РФ Германа Грефа. Поразительно, что не деятели культуры или образования, а именно финансист заговорил об альтернативном образовании. Ссылаясь на какого-то исторического деятеля, он говорил о том, почему одни нации и этносы развиваются быстро, а другие - медленно, имея ввиду общероссийские проблемы отставания в развитии от цивилизованного мира. «В основе генезиса нации лежит способ передачи знаний от одного поколения к другому. От этого зависит скорость развития этноса или нации. Если создать реливантную среду (благоприятную, поддерживающую, - прим. авт.) для успешной передачи знаний от родителей к детям, от одного поколения к другому, то общество будет процветать», - сказал Греф.