Времена, когда художники стояли на страже политических интересов Родины и служили конъюнктуре, безвозвратно ушли. Сегодня монументальные колоссы из гранита, чугуна и мрамора уступают место маленькому, легкому и воздушному.
Скульптура стала ближе к народу, она сошла с высоких постаментов и заметно убавила в росте. Экзотические животные и рептилии, человекоподобные существа с плавниками и рыбьей чешуей мирно соседствуют с героями античных мифов, русскими царями, великими учеными и просто хорошими людьми, составляющими основу курортной экономики. "Надо легче относиться к искусству, как к красивому и одухотворенному, пусть они стоят, их время еще впереди". Петр Хрисанов, директор сочинского художественного музея, академик Международной Академии культуры и искусств.
И все же эклектический натурализм с ярко выраженным фантастическим подтекстом наводит на размышления. Конечно, Петр Первый - это наше все, но при чем тут сочинский морвокзал? А ведь не так давно в архивах русского исторического музея была найдена фотография Андрея Михайловича Симборского - отца-основателя сочинского посада, заложившего форт Александрия - первую русскую крепость на территории будущего курорта. А почему бы не установить памятник великому Ивану Айвазовскому, который в районе нынешней Головинки, рискуя жизнью, вытащил с поля боя раненого русского офицера и затем написал знаменитую картину "Высадка десанта у Субаши".
Бестужев-Марлинский, Одоевский, Зощенко, Шаляпин, да тот же Маяковский, который в ожидании любовного свидания сочинял стихи на мысе Видном. И не обязательно скульптура должна быть привязана к какой-то конкретной личности. Когда-то гаитянка верхом на пантере украшала один из сочинских пляжей, но сегодня она поменяла прописку и поселилась на территории автомойки. В пятидесятых годах в районе морвокзала стоял памятник женщинам, которые смотрели на горизонт и ждали своих мужей с моря. Сейчас их взоры направлены на забор одной из строительных организаций. Так или иначе современная сочинская скульптура еще ждет своего окончательного признания, к ней нужно привыкнуть, со временем это обязательно произойдет. И было бы совсем замечательно, если бы идеи относительно того, кому и где стоять, предлагали бы и сами сочинцы. Любой гражданин может высказывать свое отношение к современной сочинской скульптуре, но только чтобы это не напоминало охоту на ведьм, или, как говорится, прошлись сапогами по душе художника. Нужно воспринимать это бережнее и трепетнее. Петр Хрисанов, директор сочинского художественного музея, академик Международной Академии культуры и искусств.
Кстати, в скором времени в городе появится новый бронзовый памятник, созданный Петром Хрисановым. Вопросы: "Кто это?" и "Почему он здесь?" уже вряд ли у кого-то возникнут.