5 июня на основном конкурсе 23-го Кинотавра были представлены фильмы "Жить" Василия Сигарева и "Аварийное состояние" Всеволода Бенигсена, на следующий день состоялось их обсуждение с представителями СМИ.
Кажется, что Василий Сигарев, драматург и режиссер, испытывает на прочность и персонажей своей картины, и зрителей. Подробности непереносимых ситуаций, в которые попадают герои его фильма, выписаны с беспощадным реализмом… "Человек умеет чувствовать, страдать, любить и идти сквозь свою судьбу, даже когда та отнимает самое ценное – близких. Отнимает жестоко и внезапно, как это происходит с героями фильма. Отнимает вместе со смыслом жизни и желанием жить. Отнимает вместе со всем миром. Но они не готовы мириться со своими потерями, они бросают судьбе вызов, объявляют ей войну и доходят в этой войне до человеческого предела. И даже дальше… И по-своему побеждают!" - говорят создатели о своей картине.
- Почему наш зритель так не любит фильмы трагичные, мрачные и депрессивные? – задали вопрос режиссеру в газете фестиваля "Кинотавр daily".
- Зритель разный. Один любит, другой – нет. Просто тех, кто не любит, больше. А как сказал Жванецкий: "Я бесконечно уважаю чудовищный выбор своего народа", - ответил Сигарев.
В фильме "Аварийное состояние" Всеволода Бенигсена действие также происходит в небольшом провинциальном российском городке. Все начинается с короткого диалога между заместителем мэра и главным архитектором города. Они сидят в машине и смотрят на старую пятиэтажку. Архитектор говорит, что дом находится в аварийном состоянии и должен быть либо снесен, либо отремонтирован. Замглавы только отмахивается – мол, еще долго простоит...
Картина состоит из четырех новелл, герои и сюжеты которых переплетены между собой. И во всех рассказах будет фигурировать это старое здание, внутри или около которого разворачиваются события. По словам режиссера, дом, в котором ни разу не было ремонта, где до сих пор нет воды и удобства, соответственно, во дворе, символизирует "изнанку провинциальной жизни". Может, это слишком?
"Думаю, любой творческий человек, так или иначе, работает в жанре провокации. Провокации не в вульгарном смысле, а в смысле провоцирования зрителя-читателя-слушателя на эмоции и мысли", - говорит Всеволод Бенигсен.