Веб-камеры
web
Реклама
...
x
ЕРИР: Kra23i2zL ИНН: 232000504091 / ИП Федотов Сергей Александрович
Скопировать ссылку

Орнитологический парк в Имеретинской низменности: первое интервью с руководством

Возврат к списку
1081 1081 26.03.2013

Решение создать орнитологический парк в Имеретинской низменности, вероятно, было принято давно – еще до того, как Сочи был объявлен местом проведения Олимпиады. Его презентовали практически сразу – как некую уступку общественности и экологам, протестующим против строительства олимпийской деревни в этом уникальном месте. На "круглом столе", проходившем еще в 2006 г. в Сочи, ученые и экологи убеждали: Имеретинская долина – единственное пристанище для почти 200 видов птиц, живущих здесь постоянно, зимующих и отдыхающих во время более дальней миграции.

Среди них – редкие виды лебедей, черные аисты, цапли, дрофы, сапсаны - самые быстролетающие птицы и многие другие. Ученые также говорили о ценности этой территории из-за эндемичной и реликтовой растительности. И даже направили письменное воззвание к президенту МОК Жаку Рогге, президенту Путину, премьер-министру Фрадкову и губернатору Ткачёву. Возможно поэтому, окончательное решение строить Олимпиаду в Имеретинке было презентовано в комплексе с идеей создания орнитологического парка – как компенсационного мероприятия.

Ученая общественность отнеслась к этой идее скептически: многие не верили в ее реализацию, считали - поговорят и ничего не сделают. Другие полагали, что это бессмысленно и бесполезно – всю реликтовую флору вместе с земноводными: змеями, черепахами, насекомыми, похоронят под пятиметровым слоем гравия, начнут вести хозяйственную деятельность, и какой смысл создавать этот парк? Но эти аргументы никто не принял в расчет, строительство произошло и сегодня огромные площади уникального природного комплекса – закатаны в бетон. Но решение о создании орнитопарка не было забыто.

С 3 сентября прошлого года Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Природный орнитологический парк в Имеретинской низменности" начало функционировать. Корреспондент SOCHI.COM встретился с руководством учреждения в офисе, который находится в Адлере по ул. Демократическая 50/3.

О работе парка рассказали: директор Даниил Поморов и заместитель по науке, орнитолог Александр Дворецкий. По их словам, это первое интервью прессе, которое они решили дать с начала своей работы.

Корр.: Ваше учреждение действует около 7 месяцев. Расскажите о результатах работы, что удалось сделать за этот период?
Даниил Поморов: С 3 сентября прошлого года мы начали свою работу. Штат – 10 человек. Территория орнитопарка состоит из 12 кластеров, 8 находятся - в нижней части бухты, где ведется олимпийское строительство, 6 - вверху по реке Псоу и 2 в предгорьях. Наши функции – патрулирование территории и мониторинг. В сезон миграции птиц – запрещены все виды деятельности. Мы следим за тем, чтобы не было отвалов мусора, фиксируем численность разных видов птиц.

Корр: И как птицы? Они там есть?
Александр Дворецкий: за весь период, несмотря на интенсивную строительную деятельность, мы встречали даже редкие, краснокнижные виды. Наблюдали султанку – это очень редкий вид, за 30 лет наблюденийвстречали султанку 6 раз, и вот сейчас мы ее снова наблюдаем. Несмотря на то, что все уже застроено, эта птица снова здесь появилась. Только за вчерашний день мы встретили несколько краснокнижныхвидов: черношеяя поганка - 260 штук, чернозобая гагара - 79 штук. Помимо этого, много птиц в 4 кластере, он сравнительно не поврежден.

Сейчас уже начался весенний пролет, с каждым днем их будет прилетать все больше. Водоплавающих птиц легче увидеть. Сейчас уже зафиксировано 18 видов. Это утки кряквы, чирки, белоглазые нырки, красноголовые нырки, белые лебеди шипуны - они сейчас летят на Азов. Мы беспокоились, что их вообще не будет, но сейчас очевидно, что они прилетели. И возможно, их будет больше, когда перестанет работать строительная техника.

Корр.: А что вообще возможно сделать для птиц в существующих условиях?
Даниил Поморов: Мы запланировали целый ряд биотехнических мероприятий. Основное – это подкомрмка птиц в зимний период, устройство убежищ для водоплавающих птиц, развешивание гнездовий, и тд.

Еще одна наша задача – демонстрация видового разнообразия. 7 кластер – запланирован как демонстрационная зона, своего рода зоопарк для птиц. Здесь мы планируем проводить просветительскую работу с подрастающим поколением. В наши задачи входит пропаганда идеи охраны природы, бережного обращения с животным миром, экологического воспитания людей и особенно подрастающего поколения.

В данный момент ведутся проектные работы по обустройству территории парка, далее будет проведена экологическая экспертиза и ориентировочно в июне 2013 года строители приступят к благоустройству территории орнитопарка,

Корр.: Любое вмешательство людей обычно считается травмирующим для диких птиц. Дети, экскурсии – не будет ли это нарушать птичий покой?
Даниил Поморов: Вся территория парка будет зонирована и введены ограничения и по сезонам, и по площади. В период миграции птиц специальные зоны будут закрыты для посещений. В парке будут зоны общего пользования и зоны покоя, туда проход будет ограничен. Для этого и будет создаваться сеть дорожек, чтобы люди не ходили хаотчно, и не приближались к озерам по всей территории, выход будет только на специальные смотровые площадки. Предполагается, что в демонстрационной зоне будут находиться только ручные птицы с купированными крыльями. Они нужны для привлечения перелетных птиц. Видя их, дикие птицы, которые обычно прилетают в ноябре и декабре, поймут, что здесь безопасно. А в это время зона будет закрыта для посещений.

Корр.:Реально ли закрыть доступ для людей, если вся эта территория будет застроена жилыми домами?
Даниил Поморов: Мы будем постоянно там находиться и патрулировать. Дорожки будут проложены на максимальном удалении от зон покоя водоплавающих птиц. Некоторые зоны будут ограждены забором.

Корр.: Александр, вы – как орнитолог, как оцениваете те перемены, которые происходят сейчас в Имеретинской долине? Как это сказывается на природном комплексе в целом?
Александр Дворецкий: Раньше здесь были болота колхидского типа, сюда прилетали черные аисты, дрофа. И сейчас это единственное место на побережье, где птицы еще могут остановиться. Это своего рода "бутылочное горло", через которое они могут пролететь. И наша основная задача – минимизировать потери, которые к сожалению в данный момент имеют место быть.

Корр.:Есть ли у птиц другой выход? Если на прежнем месте они не смогут останавливаться, куда им деться?
Александр Дворецкий: Теоретически есть место в Абхазии, по ту сторону реки Псоу, за границей. Там меньше населения, но гораздо больше людей с ружьями. Для мелких воробьиных видов птиц – это возможно и выход. Но крупным водоплавающим будет сложно. Там много охотников. Единственный выход – это пересидеть день на море и вечером идти на кормежку к нам. Если встанет вопрос: выжить или присесть там, где есть люди, птицы скорее выберут второе. Одним из направлений биотехнических мероприятий, которые мы планируем проводить, это подсадка птиц с купированными крыльями, учитывая это, дикие птицы будут видеть здесь своих ручных собратьев, и поймут, что здесь безопасно. Тогда они смогут прилетать и садиться. И тогда через 2-3 года у популяций диких видов появятся особи, которые будут знать о такой возможности.

Корр.: Возможно ли применять еще какие-то биотехнологии для спасения птиц?
Александр Дворецкий: Нами разработана стратегия и концепция орнитологического парка, там все прописано. Одна из стратегических задач – это создание зоны репродукции, инкубаториядля искусственного разведения редких видов птиц. А затем, в дикие популяции подселять птенцов, таким образом, увеличивая численность исчезающего вида.

Корр: Как финансируется ваш проект? Достаточно ли средств выделяет государство или необходимы дополнительные источники финансирования?
Александр Дворецкий: Сейчас у нас огромная проблема – построить складские помещения для кормов, пока его негде складировать. Территория парка огромная, необходимо проехать 54 км по долине реки Псоу, чтобы провести биотехнические мероприятия по подкормке. Если бы частные лица или компании согласились профинансировать этот проект, мы бы составили программу мероприятий: что необходимо сделать.

Есть идея построить специальный вольер. Уже есть проект такого вольера в виде купола, туда смогут входить люди и наблюдать за птицами. Экопросвещение очень важная задача пропаганды ценности и сохранения природы и здорового образа жизни. Сегодня мы уже активно ведем данную работу в Сочинских школах.

Корр: Многие ученые сегодня смотрят на ситуацию с большим пессимизмом и не верят, что орнитопарк – это реальный способ спасти птиц.
Александр Дворецкий: Кто хочет сделать - тот делает, а пессимизм – это самая плохая позиция. Если есть желание - возможности можно найти. Сейчас уже нельзя остановить олимпиаду и восстановить болота. Наша задача – минимизировать потери, и дать выжить птицам. А в дальнейшем сделать так, чтобы популяции увеличивались. И прививать детям любовь к природе. После перестройки выросло 5-6 поколений без экопросвящения, их никто не научил любить малую родину. И то, что сейчас происходит – это результат: финансовые интересы заслоняют общечеловеческие.
Беседовала Инесса Новикова


© «SOCHI.COM». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-66209 от 01 июля 2016 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомадзор). Учредитель и главный редактор Афанасьева Н.Б., Редакция: E-mail: www@sochi.com, +7 (938) 441-07-68 . Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка (для интернет-СМИ — гиперссылка) на ресурс. 18+

Пользовательское соглашение   Политика конфиденциальности