Сочинские музыканты - замечательная пианистка и директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова, а также главный дирижёр симфонического оркестра Олег Солдатов были приглашены в Мексику для совместного выступления с симфоническим оркестром штата Нуэво Леона в городе Монтеррей. В программе концерта прозвучала музыка великих русских композиторов – А.Ф. Бородина и Д.Д. Шостаковича.
Возвратившись в Сочи, Валерия Анфиногенова поделилась впечатлениями…
О территориальной удаленности и температуре…
– С момента выхода из дома, до того момента когда я зашла в гостиницу – прошло сорок часов! Согласитесь, путешествие достаточно тяжелое для любого человека. Безусловно, это довольно серьезная психологическая и климатическая нагрузка, особенно если учитывать, что в Мексике температура воздуха составляла тридцать восемь градусов в тени… Однако при столь высокой температуре на улице, во всех помещениях очень сильное кондиционирование. Для нас это был сложный температурный перепад. Понятно, что артист должен уметь работать в любых условиях, но, все-таки, объективно это большая перегрузка. Даже местные жители говорили, что проблема терморегуляции для приезжающих всегда стоит очень остро (на улице может быть и 45, а в помещении прохладно). Собираясь "в жаркие страны", я взяла легкое концертное платье, наш дирижер концертную рубашку, а все мексиканские музыканты были одеты по нашим меркам в зимнюю форму одежды – фраки…
О профессиональных наблюдениях…
Несмотря на то, что Мексика экзотическая страна, действовала я не как турист, а как человек искусства, поэтому мне, прежде всего, были интересны профессиональные наблюдения. К примеру, отличия в сценическом этикете... У нас принято, что после третьего звонка на пустую сцену выходит оркестр, который зрители встречают аплодисментами. Это своего рода ритуал и часть концертного действа. Там всё не так! Музыканты находятся на сцене до начала концерта. Кто-то приводит в порядок инструмент, кто-то разыгрывается. То есть, сцена и зрительный зал заполняются одновременно. Все чувствуют себя в одинаковых условиях, а потом выходит "первая скрипка", дирижер. Нет красивой торжественной проходки. Для них это – лишнее. Кстати, хоть Монтеррей и в Мексике, но самих мексиканцев в оркестре совсем немного, и они далеко не на первых ролях. Все ведущие голоса – болгары, чехи, представители бывших республик СССР, американцы.
О городе…
От Монтеррея до границы с США два часа езды на автомобиле. Так что сам город по облику, скорее, похож на города Америки, нежели Мексики, как мы её себе представляем. Очень запомнились чистильщики обуви, будто из старого кино. А, вообще, Город расположен в гористой местности, в нём есть зелень, водопады, он не такой сухой как окружающий ландшафт. Много искусственно созданных парков, садов невероятной красоты. Выглядит всё довольно эклектично, но весьма гармонично.
Местное население порадовало отсутствием навязчивости, даже в торговле. Удивительно корректная манера общения! Очень приветливо поздороваются, дадут возможность осмотреться, потрогать руками и решить подходит вещь человеку или нет.
О мексиканской кухне…
Здесь нужно быть очень осторожным! Сок из кактуса не каждому может прийтись по вкусу, особенно если ты знаешь что это… В целом, очень необычно, вкусно, странно, остро.
Об интервью на радио…
Вечером после репетиции мы были приглашены на радио, где в роли ведущего программы выступил арт-директор оперного театра. О том, что никакого переводчика в студии не будет, и что беседа пройдёт в прямом эфире и на английском языке, мы узнали уже в студии. Так что нам пришлось собраться и активизировать все ранее накопленные знания, что при 38-градусной жаре было не очень просто. Обсуждали культурное наследие Дмитрия Шостаковича, делились впечатлениями о совместной работе с оркестром штата Нуэво Леона. Но всё прошло в динамичном режиме, с небольшими добавлениями ведущего на испанском языке, родном для мексиканского населения.
О Шостаковиче и самом концерте…
Музыку Шостаковича в Мексике воспринимают как современную, сегодняшнего дня, её даже характеризовали сломом "модерн"... Безусловно, это свидетельство того, что территориально страна находится от нас очень далеко. Музыка Дмитрия Дмитриевича именно то зеркало, в котором его эпоха отражена абсолютно реально. Нам хотелось, чтобы мексиканцы тоже её поняли. Во втором отделении, после симфонии Шостаковича чувствовалось, что эта музыка покорила зал…Всё было понятно без слов. После концерта публика приветствовали нас стоя…
В этом концерте мы с Олегом Юрьевичем, выступая на бис, исполняли свой коронный номер – играли на рояле в четыре руки "Итальянскую польку" Сергея Рахманинова. Она, конечно, по языку другая, но это тоже русская музыка! А то, что дирижёр за одно мгновение превратился в пианиста, возымело невероятный успех.
О результатах поездки…
От поездки остались только приятные воспоминания, хотя, конечно, за океаном совсем другой мир в прямом смысле. Мне думается, что мы оставили о себе хорошие впечатления, потому что русская музыка для иностранцев в чём-то "терра инкогнита". Мы добились того зачем летали на другой край планеты: русская музыка стала интересна еще более широким массам людей, быть может, этот мир стал для них ещё более увлекательным и в чем-то более открытым.
В январе мы с Олегом Солдатовым выступали по приглашению в Риме. В Мексику нас пригласило то же самое концертное агентство. Мы держим марку не только во славу русской музыки, но также и представляем Сочи! Всё-таки, за пределами России более традиционны встречи с гастролирующими музыкантами из Москвы или Санкт-Петербурга. А мы представляем нашу Олимпийскую столицу, и её имя продолжает звучать не только в связи со спортом!