Купить билет на это мероприятие Вы можете здесь!
Творчество Вольфганга Амадея Моцарта и Петра Ильича Чайковского нередко сравнивается. И действительно, два гения разных эпох с неодинаковой душевной организацией имеют много точек соприкосновения. Неслучайно именно Моцарта Чайковский называл своим любимейшим композитором: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, — я обязан Моцарту», — утверждал он. Наиболее полно отношение к Моцарту выражено в дневниковой записи 1886 года: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от осознания своей близости к чему-то, что мы называем идеал, как он… В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого любим действительно». Произведения, вошедшие в программу концерта, показывают разные грани творческого облика двух гениев.
«Поэмой скорби» назвал Симфонию № 40 Моцарта Георгий Чичерин. Еще один выдающийся моцартовед, Альфред Эйнштейн, писал, что в этой симфонии Моцарт «обратился к вечности». Возможно, в ней отразились переживания, связанные с уходом горячо любимого отца, скончавшегося незадолго до создания симфонии. При этом 40-я — всего лишь вторая, и последняя, из моцартовских минорных симфоний. Но если 25-ю можно воспринимать как краткий, хотя и сильный душевный порыв 17-летнего «солнечного юноши», то в 40-й, как и во многих сочинениях последних лет жизни, Моцарт раскрывается как одна из трагических личностей своей эпохи. Любовь к моцартовскому искусству, безусловно, не могла не отразиться на творчестве Чайковского: после написания Серенады для струнного оркестра, в частности, композитор говорил, что заплатил дань поклонению Моцарту, намеренно подражая его манере, и «был бы счастлив, если бы нашли, что это сочинение не слишком далеко от взятого образца». Образцом же ему послужила, в числе прочих произведений, знаменитая моцартовская Маленькая ночная серенада.
Программа:
В. А. Моцарт. Симфония № 40
П. И. Чайковский. Серенада для струнного оркестра
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского
Художественный руководитель — Владимир Федосеев
Дирижер — Томас Зандерлинг
Об исполнителях
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского (БСО) был организован в 1930 году как первый оркестр отечественного радио. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович, назвавший оркестр «выдающимся ансамблем выдающихся музыкантов».
С 1974 года художественным руководителем и главным дирижером БСО стал Владимир Федосеев, с которым оркестр вступил в пору необычайного расцвета. Круг деятельности оркестра обширен: постоянный концертный сезон в Москве, регулярные гастроли по Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке, Японии... Перечень стран, где с успехом выступал Большой симфонический оркестр, охватывает едва ли не всю карту мира. Но важнейшим направлением для коллектива остаются концерты в городах России и активная просветительская деятельность.
В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского – за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений. А 20 октября 2020 года по случаю 90-летия оркестра Владимиру Федосееву был вручен орден «Звезда Отечества».
*Концерты пройдут с соблюдением санитарных требований и социальной дистанции.
Информируем о необходимости использования средств индивидуальной защиты (маски, респираторы и перчатки) в течение всего времени пребывания на территории проведения концертов.