Курортный проспект это: парк «Ривьера» и Большой Ривьерский мост; главпочтамт и Платановая аллея; «поющие» фонтаны и гостиница «Москва»; Художественный музей и Светлановский виадук; цирк и Дендрарий; стадион и вереница здравниц с прекраснейшими парками. Эта картина создала архитектурную среду, отвечающую назначению курорта, и широкую известность проспекту.
Курортный проспект - парадная сторона и олицетворение Сочи. Он не остается не замеченным ни одним человеком, живущим или приезжающим в Сочи. Творения выдающихся архитекторов: И.В. Жолтовского, М.И. Мержанова, братьев Весниных, Ю.П.Шварцбрейма, ставшие памятниками архитектуры, - достояние Курортного проспекта. Он молод, ему чуть больше полувека. До своего рождения с сегодняшним именем он был «единой магистралью» - проспектом им. Сталина. А еще раньше...
На поросшем кустами и мелколесьем островке, протянувшемся вдоль реки, виден барачный поселок, именуемый Зеленым островом. Он пользуется дурной репутацией приюта бродяг. В бараках ютится «работный люд». Трудно представить - это ведь нынешний Комсомольский сквер.
Начинаясь от базарной площади и упираясь другим концом в пойму реки Сочи, пролегла узкая пыльная и малопроезжая улочка. Это Ремесленный переулок. Среди всевозможных мастерских: по починке телег, слесарных, деревообделочных, по ремонту хозяйской утвари и других кустарных работ, прячутся обветшалые лачужки. В тени пирамидальных тополей монотонно и лениво ведут разговор ломовые извозчики - дрогали - в ожидании найма. Здесь их биржа (стоянка). Далее стоят две сочинские бани, одна из них сохранилась. Сейчас это одно из зданий ГУВД. В марте 1913 года на месте тополей появляются платаны. Посажены они сочинскими гимназистами в ознаменование 300-летия царствовании Дома Романовых. Узнаете? Да, это знаменитая Платановая аллея, по сей день «хранящая воспоминания» вековой давности.
Напротив - обширная немощеная площадь. В центре- огромный колодец под крышей с рядом ручных насосов. Вокруг него- вереница двуколок-бочек. Это водовозы-частники приехали за водой, чтобы развести и продать ее жителям городка. Продавали по 25 копеек за бочку. Сохранилась площадь до сегодняшнего дня. Только на месте колодца возвышается стела, выполненная в форме ордена Отечественной войны I степени, которым награжден Сочи. Конечно, это площадь перед главпочтамтом.
Минуя Ремесленный переулок и двигаясь по направлению к Адлеру, попадаем на «типичный восточный базар, разноязычный и живописный в своей пестроте, далекий от санитарных требований, но достаточно богатый дарами земли и моря». У дымящейся жаровни персиянка продает жареные каштаны и орехи. Рядом, в красочном кавказском костюме, продавец предлагает носки из шерсти и бурки. Неподалеку, похожий на Будду, в окружении связок ароматных бубликов восседает толстый усатый турок.
За базаром, ближе к морю, протянулась линия лавок, кофеен, трактиров и духанов. Здесь сочинцы, преимущественно восточных национальностей, совершают сделки, играют в нарды, пьют турецкий кофе. В 1903 году базар был перенесен в район бывшей бани Руденко, где и просуществовал до середины 30-х годов. От базара того времени сохранились три одноэтажных каменных торговых здания, построенных по проекту городского архитектора Буткина, в которых размещались самые большие магазины Сочи. Сегодня они видоизменены (надстроен второй этаж), но предназначение почти то же: магазин "Высшая лига", фотоателье, магазин мебели.
Современный Октябрьский сквер - это бывшая базарная площадь. Он же - площадь Свободы, где началось вооруженное восстание сочинцев в 1905 году. Это и место погребения в 1838 году солдат Навагинского пехотного полка.
Впереди неширокий ров, по дну которого идет узкое и пыльное шоссе "довольно первобытного типа" и две пешеходные тропинки, заросшие травой и луговыми цветами. Перед нами Мамонтовский спуск. Слева от него, на бывшем церковном участке, сохранившем остатки черкесских фруктовых садов, заплетенных зарослями колючек, почетный потомственный гражданин Москвы Н.Н.Мамонтов строит деревянный дом, назвав его в честь жены «Вера».
"Цветут и дичают деревья, взращенные чьей-то рукою,Прогулки по старому городу: Курортный проспект Сочи
Мхом зарастают камни упавших оград.
Вот яблони старые в тесный столпилися в круг.
Тут стояла, наверное, черкесская сакля,
И зеленою чашей разросся кустами фундук"
(из сборника стихотворений Л.Гордона).
Только вот добраться из «верхнего города» до него трудно, приходится делать огромную петлю. Чтобы сократить путь, необходимо проложить новую дорогу. Так появляется Мамонтовский спуск, который «был значительно круче, чем сейчас, и размокшая глина создавала непреодолимые препятствия для пешеходов. Тротуаров не было и в помине» (из воспоминаний старожила Е. Бурматовой).
Проданный сочинскому городскому голове дом Н.Н. Мамонтова в 1910 году преобразуется в роскошную каменную виллу, где в 1918 году размещается исполнительный революционный комитет. Здесь комдив Егоров подписал акт о капитуляции 60-тысячной белогвардейской армии генерала Морозова. Позже вилла переходит во владение сочинской детворы, став Домом пионеров, затем - Центром внешкольной работы, досуга детей и молодежи.
Справа, на улице Пластунской (нынешняя Войкова), пересекающей Мамонтовский спуск, двухэтажное каменное здание. Это торговый дом братьев-купцов Черномордиков, где можно удовлетворить гастрономические, бытовые и духовные запросы. На втором этаже - синематограф «Зеленый попугай». «Проходите, сеанс начинается!» - кричит экзотическая птица. Перед входом торгового дома элегантный француз Жано ждет пассажиров. На своем автомобиле (единственным в городе!) марки «Рено» он отвезет в Адлер, Хосту, на Мацесту. Улица Пластунская - популярна не только своими магазинами, гостиницами и рынком. Она излюбленное место для променада. К торговому дому купцов Черномордиков примыкает здание Русско-Азиатского банка. В тревожные 20-е годы дом братьев-купцов Черномордиков переходит Временному окружному комитету ВКП(б), затем в нем располагаются первая Сочинская типография и редакции газет «Красное Сочи», «Красная правда», «Красное слово».
До недавнего времени бывший торговый дом был известнейшим в Сочи гастрономом №1, называемым в народе «Поцелуевским». Это название абсолютно не связано с действием, проявляющимся в знак любви, привязанности или почтения. Хотя, кто знает: у «Поцелуевского» наши отцы и деды назначали свидания. И, вероятно, редкое рандеву проходило без нежного или прощального поцелуя. И все же главным «виновником» названия гастронома был его бессменный директор - И.Н.Поцелуев, Герой Советского Союза, Почетный гражданин Сочи. О нем ходили легенды. Ивана Николаевича, человека неуемной энергии, порядочности и высокого профессионализма, сравнивали с Василием Теркиным. С присущим ему талантом выстоять при сложнейших ситуациях, Поцелуев не дал сломать здание гастронома, являющееся памятником архитектуры. Снесли здание позже, когда не стало в живых его защитника. А ведь, кажется, совсем недавно покупатели любовались необычными люстрами, которые торжественно освещали чудный узор пола и вкусности, разложенные на позолоченных блюдах.
ЗАГС Центрального района Сочи - здание бывшего банка, которое впоследствии было отдано под почту и телеграф. Весьма отрадно сознавать, что наряду с современной архитектурой сохранились первозданные уголки.
Между Центральным офисом Сбербанка России и зданием ЗАГСа - полуразрушенная лестница, ведущая к Собору Михаила Архангела. Сохранившийся фрагмент давней и неповторимой южной атмосферы - Эллинский (Осоавиахимовский, городской) спуск - притягивал сотни горожан и гостей курорта не только красотой, но и двумя конкурирующими между собой ресторациями: «Платан» и «Голубой». Не поддаться искушению испробовать блюда, подаваемые в ресторанах, было невозможно: от жареных рябчиков до устриц под лимонным соусом, излюбленного кушанья буржуа, мог отведать каждый советский гражданин. Можно с уверенностью сказать, что Эллинский спуск был центром культурно-развлекательной жизни середины XX века. Клуб медицинских работников прекрасно «уживался» с молочным кафе и чебуречной, кинотеатром «Смена» (до 1909 года единственным синематографом «Монплезир»), пышечной и даже с беседкой-пунктом выдачи писем «до востребования».
Поднимаясь по Мамонтовскому спуску, выходим на улицу Подгорную, протянувшуюся до Пограничной. Некогда трудно проходимый из-за оврагов лес преображен в аристократически район. «Строения здесь были преимущественно типа городных вилл. Некоторые из них просты, но добротны, без особых украшений, другие-наоборот, претенциозно украшены башенками, колоннами, затейливой резьбой по дереву».
Став Пролетарским подъемом, Мамонтовский спуск превратился в один из живописнейших участков Курортного проспекта. Окаймленный широкими лестницами, скульптурами атлетов и цветочницами уже в те времена проспект достиг всеобщего признания.
Сочи в середине прошлого века можно с уверенностью назвать городом-садом, городом цветов. На склоне перекрестка Мамонтовского спуска с Пластунской, (сегодня на этом месте подземный переход), ниже ресторана «Горка», великолепно вписавшегося в буйство зелени гималайских кедров, олеандр и пальм, возвышается цветочная клумба-календарь, показывающая год, месяц и число. Напротив - популярная «Парикмахерская на подъеме», магазины «Соки-воды», «Кондитерский», в котором как-то по-особому пахнет сладостями и свежемолотым кофе, а его витрины украшают изображения женских головок. Теперь в этом здании находится Художественный салон. На площадях перед кинотеатром «Сочи» (совсем недавно - это кинотеатр «Стерео») и Управлением Уполномоченного ЦИК СССР по строительству курорта (Художественный музей) цвели неотразимые картины из цветов. Удивительный волшебный мир цветов сопровождал повсюду каждого идущего по Курортному проспекту.
Новый XXI век привнес свое, новое и в облик Курортного проспекта. Есть у цивилизации свои плюсы и свои минусы. Те, кому достались только минусы, с ностальгическим чувством вспоминают былые времена. Грустно сознавать: стирается исторический облик города-сада, который создавался не одним поколением талантливых профессионалов. Но во власти человеческой памяти воскресить многое забытое и навсегда ушедшее.