В начале тридцатых годов 20 века советская власть решила преобразить Сочи – тогда ещё небольшой городок на черноморском побережье Кавказа. Средиземноморские и альпийские курорты для советских людей с приходом большевистской власти оказались закрытыми. Их заменить, по задумке новых властей, были призваны курорты отечественные в Крыму и на Кавказе. Рассказывают, что Иосиф Сталин лично контролировал процесс преобразования провинциального Сочи во всесоюзную здравницу. Отбирал архитектурные проекты, из которых и должен был получиться на российском черноморье социалистический Город Солнца. Одним из ключевых объектов этого города стал Зимний театр, расположенный на возвышенности чуть ли не на самом берегу моря.
Есть легенда, как Сталин выбрал проект сочинского театра. Эту легенду ныне нельзя не подтвердить и не опровергнуть, но, говорят, что Сталин осматривал проекты сочинского Зимнего театра внимательно. Мимо стендов проходил пыхтя трубкой. Поравнявшись с проектом молодого архитектора Константина Чернопятова, кивнул в его сторону – вот этот будет. В работе над проектом Чернопятову помогали признанные тогда архитекторы Владимир Гельфрейх (автор проекта здания МИДа в Москве) и Владимир Щуко (автор памятников Ленину в Ленинграде, часто работал вместе с Владимиром Гельфрейхом). Кстати, в конкурсе проектов Зимнего театра участвовали и Гельфрейх с Щуко. В те годы они были признанными советскими архитекторами, но после выбора вождя стали консультантами молодого Константина Чернопятова.
Зимний театр - украшение Сочи. Вкус не подвёл Иосифа Сталина. Проект вылился в грандиозное сооружение с 88-ми колоннами с горизонтальной несомой частью, опоясывающими здание. На фронтоне театра установлены фигуры древнегреческих мух Терпсихоры, Мельпомены и Талии, олицетворяющие архитектуру, живопись и скульптуру. Их выполнила известный скульптор Вера Мухина. Зрительный зал театра рассчитан на 950 мест. На потолке – огромная люстра в 300 ламп с хрустальной подвеской. Зал построен с таким расчетом, чтобы сцена была видна с любого зрительского места. Словом, молодому зодчему Чернопятову удалось создать настоящую архитектурную жемчужину в социалистическом Городе Солнца на все времена.
15 мая 1938 года состоялось открытие Зимнего театра. В тот вечер давали оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке московского государственного театра оперы и балета им. К. С. Станиславского. Строительство грандиозного и необычайно сложного сооружения началось в сентябре 1934 года, а завершилось в ноябре 1937 года.
Пример быстрой реконструкции всего Сочинско-Мацестинского курортного комплекса, составной частью которого стало и строительство Зимнего театра, хорошо показывает, как можно справиться с огромным объёмом работ. План реконструкции всего комплекса был утверждён в 1933 году, а к 1941 году он был успешно выполнен и здесь появился практически новый город. Причём в Сочи были построены сложные и грандиозные объекты без каких-либо особых технических средств, можно сказать киркой и лопатой. Иностранные специалисты и рабочие вообще не участвовали в строительстве. Они тогда ещё не верили в будущее Советского Союза. В итоге получился невероятной красоты город.
Есть и личная ложа Сталина в Зимнем театре. Она располагается по правую сторону от сцены. Устроена ложа так, что сидящего в ней человека не видно, он же, наверное, видел из неё всех. Ложа была оборудована спецсвязью, в неё вёл подземный ход. Сегодня там, правда, хранят декорации, а подземный ход, скорее всего, пришёл в негодность.
Современным россиянам Зимний театр в Сочи больше известен как место, где ежегодно проводится кинофестиваль «Кинотавр».
Портал сцены – 16 м в ширину, 11 м в высоту. Ширина сцены – 27 м, глубина 18 м и высота 30 м. Главное фойе занимает 700 кв. м при высоте 15 м. Большой зал оформляют 20 больших колонн с коринфскими капителями, облицованными искусственным мрамором (по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г, Гельфрейха).
На постройку и оборудование театра, благоустройство его территории было израсходовано 11 млн. 50 тыс. руб. Зрительный зал обладает хорошими акустическими возможностями. Кулисы – подарок театра К.С. Станиславского к открытию, изготовлены в его цехах.
По архитектуре Зимний театр напоминает греческий Парфенон, построенный в 438 году до нашей эры, который простоял более двух тысяч лет и был разрушен при осаде Афин в 1687 году.