Владимир Федосов старательно шлифует кокпит, который разворотило об причал в недавний шторм. Тогда яхта только чудом не затонула прямо возле пирса. И так каждую непогоду. Пока море неспокойно, кошки скребут на душе у капитанов и владельцев лодок, потому что стоянка в парусном центре или в морском порту - еще не гарантия безопасности. Стоянка не защищена от ветров, от штормов, от погоды. Это основное. Нет укреплений, отбойной стены от Юго-Западного ветра, когда идут волна и ветер.
Владимир Федосов, капитан яхты "Laver": "Моской порт "Имеретинский" после Зимних Олимпийских игр собираются перепрофилировать в яхтенный клуб. Уже заключен договор с одной из ведущих мировых компаний в этой области. Гостиницы, рестораны, ремонтные мастерские, заправка и многое другое. Марина будет расчитана на семьсот яхт и первые стояночные места начнут продавать уже в этом году.Это будет полноценный яхт-клуб 4-го поколения. Здесь будут присутствовать всё необходимые функционалы яхт-клуба. Стоянка, подъёмники, полный комплекс инженерии".
Владимир Шеянов, генеральный директор ООО "Порт Сочи Имеретинский": "По идее, первая такая большая марина на российском побережье Черного моря должна дать необходимый толчок для бурного развития яхтинга. Однако, что местные, что иностранные любители парусного спорта относятся к этой идее несколько скептически. Порт стоит на самом мысе, на пересечении розы ветров. И как его ни защищай, волна будет все равно бить. Что и показал прошлогодний разгул стихии. За рубежом в аналогичных условиях акваторию марин вырывают на берегу. В море яхты выходят по такому же рукотворному каналу. Защищенность кораблей очевидна...
Но не в этом капитаны и владельцы лодок видят главную проблему развития яхтинга в Сочи. Правила судоходства, доставшиеся нам в наследие от советских времен, не просто тормозят, а практически ставят крест на парусном спорте. В ночное время передвижение по морю запрещено, от берега можно удаляться не более, чем на две мили. А когда первые лица страны отдыхают на побережье, движение ограничено. "Район плавания в направлении Абхазии заканчивается мысом Видный, а в сторону Новороссийска - Мамайкой. В навигационных картах она указана, капитаны должны знать, что ее пересечение не допускается. Кроме того, в морской акватории имеются закрытые для плавания районы, они также указаны в извещениях мореплавателей"- Алексей Трубецкий, зам.начальника службы в г.Сочи Черноморско-Азовского пограничного управления ФСБ России.
Яхтинг - это прежде всего путешествие, рассказывает член наблюдательного совета городской федерации парусного спорта. Владелец собственной яхты, заядлый любитель ветра и волн. Сергею Ветрову есть с чем сравнивать. Листая глянцевые проспекты специализированных зарубежных изданий, он вспоминает простоту, с какой мог передвигаться по Средиземному морю. "Там за символическую плату, приобретаешь разрешение на хождение по всей акватории моря того, или иного государства. А у нас хождение судов под иностранным флагом во внутренних водах запрещено законодательно. Отсюда, любая отечественная марина превращается в обыкновенную парковку для яхт. Наш ближайший сосед - Украина - в недавнем прошлом отменила старые правила и пошла по европейскому пути. И теперь там можно ходить во внутренних водах - в частности, в Крыму"- Сергей Ветров, член Наблюдательного совета Федерации парусного спорта г.Сочи. Но последний гвоздь в крышку гроба яхтенного туризма, по мнению Сергея Ветрова, забил таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии. После его подписания ввозные пошлины на яхты в нашей стране взлетели с 30 до 43%. Запрещая, фактически ставя такие преграды на пути ввоза яхт в Россию, мы добиваемся того, что все эти яхты (а русские покупают яхты достаточно интенсивно), они остаются в Хорватии, в Черногории, в Турции.
Юрий Зобнин в сочинском парусном центре старожил. За его плечами участие в десятках международных регат. Российских яхтсменов на западе очень уважают, говорит он. Мы одни из немногих в мире, кто еще не забыл искусства хождения под парусами в любую погоду. Но это спорт, а яхтенный туризм совсем другое. Люди хотят комфорта и беззаботности, а приходя в Россию получают лишь головную боль от общения с нашими чиновниками.Турция поднялась за счет яхтинга. Вроде бы копейки, но их много и вот этот туризм деньги им приносит очень большие. А у нас пришла иностранная яхта раз в год, так её надо ободрать как липку. Вот они, постояли, посмотрели, возвращаются обратно и говорят - в Россию нельзя ехать.
Для полноценного развития яхтенного туризма в Сочи мало построить марину мирового класса. Проблема скорее лежит в иной, законодательной плоскости. Без изменения которой корабли за сотни тысяч евро всё так же будут стоять у причальных стенок, обозначая лишь статус владельца.В итоге, несмотря на громкие заявления чиновников, развитие яхтенного туризма в Сочи пока остается очень далекой перспективой. которая напоминает эффект линии горизонта: чем выше ты поднимаешься, тем дальше она от тебя отдаляется.