Российская промышленность готова обеспечить необходимым оборудованием отечественные горнолыжные курорты, но есть нюансы.
Российская Федерация, живущая в условиях западных санкций на предельно широкий перечень поставок машин, оборудования и программного обеспечения, демонстрирует появление новой, пока еще не занятой ниши на рынке. Это различные агрегаты, механизмы и машины для нашей горнолыжной отрасли. В первую очередь – подъемники и фуникулеры.
Ниша эта долгосрочная, на многие годы, завязанная не только на производство и монтаж тех же канатных дорог, но и их обслуживание, поставка запчастей, разработка и модификации программного обеспечения к ним, комплексов автоматики, сервисного обслуживания, настройки, модернизации. И за каждым таким направлением стоят серьезные и не менее долгосрочные деньги, которые могут пойти по нескольким направлениям.
Как всегда – три пути
Первый путь - традиционный для последних двух десятилетий. Это проторенная западно-ориентированная дорога, которую сегодня наглухо засыпал камнепад санкций. Ожидать заметных перемен в этом направлении не стоит. Обходить санкции в этой сфере промышленности невозможно, поскольку многокилометровая горная карусель, это не параллельный импорт американских смартфонов и европейских авто.
Второй путь, вполне привычный для сегодняшнего дня. Это разворот на восток, в сторону китайских производителей, готовых насытить любую свободную нишу на рынке продукцией собственного производства. Так уже было не раз, когда на рынке России товары и оборудование из КНР начинали занимать доминирующие позиции в таких секторах, как электроника, связь, а с недавнего времени еще и автопром.
Ну, и третий путь, возможно он станет первым и главным, это опора на российского производителя и его же поддержка со стороны государства. Уж в чем, но в машиностроении, в создании сложных, серьезных, масштабных, надежных машин и механизмов отечественные машиностроители вполне могут себя показать. «Первые ласточки» такой государственной политики уже обозначились.
Февральские тезисы Решетникова
Заметной декларацией разворота государственной политики в пользу поддержки отечественной промышленности, работающей на создание инфраструктуры для туристической отрасли, стало выступление руководителя Минэкономразвития Максима Решетникова. Так, в самом начале февраля этот государственный деятель в рамках дискуссии на полях форума «Россия» пояснил, что импортозамещение в этом секторе экономики является важнейшим приоритетом государственной политики.
При этом, не менее важнейшим приоритетом является и создание в России современной и отвечающей запросам текущего дня технической инфраструктуры в туристической отрасли. Решетников в тот день публично обрисовал готовность российских курортов финансировать закупку отечественного оборудования для своих нужд.
Кстати, в том, что касается поддержки импортозамещения в горнолыжном направлении туристической отрасли, имеются и первые реальные планы. Российские промышленники в 2024 году ждут обновления целого перечня ГОСТов на различное подъемное оборудование. Новые технические стандарты, по ожиданиям машиностроителей, будут не только национально-ориентированными, но и существенно поднимут планку безопасности такого оборудования. Таким образом, российская промышленность, строящая канатные дороги, получит регламентирующий импульс для своего развития, а подъемники российских горных курортов должны стать более надежными и безопасными.
Национально-ориентированный ГОСТ
Расширенный комментарий по новой стандартизации целого спектра подъемного оборудования для отечественных горных курортов дал не так давно руководитель компании «Руслет» Дмитрий Сидорович. Он пояснил, что подъемные машины, производимые российской промышленностью, достойно отвечают всем требованиям международной конкуренции. Российская промышленность, по его мнению, способна обеспечить все имеющиеся и вводимые требования по сертификации. Сидорович поясняет, что назревшие в России изменения в государственной стандартизации подъемного оборудования во многом связаны с уходом с рынка производителей из Европы (Австрии, Германии и ряда других стран), которые на протяжении долгих лет и формировали на отечественном рынке свои сертификационные требования.
Эксперты отрасли, инженеры-разработчики, представители предприятий машиностроения возлагают надежды на то, что в самое ближайшее время государственное регулирование через ГОСТы позволит российским производителям канатных дорог, подъемников, фуникулеров, кранов и лифтов заработать в полную силу, а государственная политика в этом сегменте отрасли, наконец, приобретет отчетливые суверенные черты.
Современное, надежное, передовое. Российское?
События в сфере перехода горных курортов нашей страны на российское оборудование и поддержки предприятий этой отрасли заказчиками, в последнее время происходили довольно интенсивно. Не успел затихнуть резонанс после программного выступления Решетникова по импортозамещению в туристической отрасли, как состоялось подписание соглашения между компанией «Руслет» и группой «Мантера» по поставке на курорт «Архыз» пяти современных канатных дорог. Новое российское оборудование должно быть произведено и смонтировано до 2026 года. В перспективе ближайших четырех лет на «Архызе» планируется разместить шесть отечественных канатных дорог.
Шаг серьезный, масштабный, почти беспрецедентный, внушающий оптимизм. Руководитель «Мантеры» Вадим Трушкин в ходе церемонии подписания еще раз напомнил собравшимся о целевых установках российского Правительства в сфере туризма: к 2030 году россияне должны ежегодно делать 140 миллионов туров по России. А на долю горнолыжных курортов должно приходиться ежегодно не менее 16 миллионов поездок наших соотечественников. Естественно, что российская промышленность за этот довольно короткий период должна обеспечить отрасль необходимой инфраструктурой. И в первую очередь – произведенными в России канатными дорогами.
Задуют ли ветры с востока?
Вполне обоснованно, что на масштабные шаги государства по поддержке и развитию туристической отрасли в целом и ее горнолыжного сегмента в частности, откликнулись не только промышленники из России. Благоприятную конъюнктуру сразу почувствовали и производители подъемного оборудования из КНР, оперативно обозначившие свою заинтересованность в работе на российском рынке.
Так, сегодня на половине горнолыжных курортах Китая установлены и работают канатные дороги китайской госкомпании BMHRI. Примерно 47% остальных китайских «канаток» - это известные по всему миру подъемники европейских брендов Bartholet и Doppelmayr. Оставшиеся три процента рынка занимают остальные, более мелкие китайские компании. Таким образом, Китай на своем личном примере показывает национально-ориентированную модель развития своей «горнолыжки», когда более половины рынка подъемного оборудования отдано «безусловно-своим» производителям.
Должна ли «китайская модель», с превалированием на рынке подъемного оборудования из КНР, реализоваться на Российских горнолыжных курортах? Здесь у экспертного сообщества есть довольно глубокие сомнения.
В первую очередь, эксперты отмечают, что благоприятное для российской промышленности состояние будет не вечным. Деньги и прибыль всегда сильней политики. В этой связи европейцы в любом случае вернутся на российские горнолыжные курорты. Вопрос в том, в каком состоянии будет к этому времени российская горнолыжная инфраструктура и в том, будет ли она обретать чертами технической и технологической независимости на этот момент.
Когда «школа» имеет значение
Есть здесь и второй, не менее важный тезис, касающийся производителей канатных дорог из КНР. Это производственная традиция и проектная школа, реализованные в Поднебесной. Эксперты сообщают, что российские производители подъемного оборудования десятилетиями ориентировались на европейскую практику его разработки и производства. В первую очередь – в обеспечении стандартов безопасности, которые у европейцев закладываются на более высоком уровне, чем у производителей из Азии.
«Для подъемного оборудования получить сертификацию по классу безопасности в Китае всегда было намного проще, чем любой из европейских стран. Одновременно китайские производители сегодня используют технологии, которые в Европе реализовывались примерно два с половиной технологических поколения назад. Необходимо учитывать и то, что у китайского туриста иные от европейцев ожидания и запросы к уровню комфорта и безопасности», - сообщает один из видных российских экспертов отрасли подъемных машин.
«Европейское тяготение» русских
Таким образом, российская промышленность, издавна тяготеющая к европейским стандартам проектирования, разработки, производства и обеспечения безопасности подъемных машин, надо полагать, будет в большей мере отвечать запросам российских горнолыжных курортов. С учетом обновления национальных ГОСТов в этом сегменте, ожидающегося в 2024 году, производителям из КНР, весьма вероятно, придется проходить и дорогами адаптации своего оборудования для России. И в том, насколько эта техническая адаптация будет успешной у отечественного экспертного сообщества однозначной позиции нет. Здесь, на наш взгляд, больше сомнений, чем уверенности.
Ну и, пожалуй, стоит взглянуть на реальную практику российских горнолыжных курортов. Так, эксперты сообщают: «сегодня сразу на четырех отечественных горнолыжных курортах монтируется подъемное оборудование из Китая. Увы, но успешных вводов его в эксплуатацию нами пока не зафиксировано».
Отрасль на распутье?
Итак, сегодня мы наблюдаем интересное, практически уникальное состояние горнолыжной отрасли России. Налицо активный рост турпотока, имеется четкая позиция власти и озвученные ей же плановые показатели по 16 миллионам посетителей горнолыжных курортов к 2030 году. Ожидаются национально-ориентированные требования к стандартизации и безопасности подъемного оборудования горных курортов.
Наращивают обороты, ставшие «классическими» российские горнолыжные курорты, такие как «Роза Хутор», «Красная Поляна». «Газпром», Домбай. Серьезные инвестиции направляются в Архыз, Манжерок, Лаго-Наки, Ялгору. Наглядно видно, как двигается вперед множество региональных курортов.
И каждому из них, на очередном этапе модернизации и развития, будет требоваться (и уже требуются) новая «канатка», подъемник, лифт, фуникулер. Причем, это оборудование должно быть технологичным, удобным, комфортным, экологичным, надежным и безопасным. В противном случае оно рано или поздно может превратиться в груду скрипучих мёртвых стимпанковских «арт-объектов», покрытых слоями ржавчины.
И государство, и общий взгляд на заказ
В экспертном сообществе сегодня все чаще звучит мысль о том, что «Промедление в реализации суверенной промышленной политики в деле развития инфраструктуры горнолыжных курортов рано или поздно будет вести к росту амортизации и устареванию имеющегося подъемного оборудования. Попытки решить эту задачу за счет закупок подъемников на азиатских рынках, да еще и с заложенным в них технологическим отставанием, вероятно, не самый эффективный путь, хоть он и кажется довольно простым. Важным и даже прорывным моментом здесь может стать не только единое мнение владельцев и операторов российских горнолыжных курортов, но и их единая политика в деле формирования заказов на подъемное оборудование. И этот заказ должен приоритетно ориентироваться на российского производителя».