Третьим фильмом основного конкурсного показа 23-го Кинотавра и предметом обсуждения в ходе пресс-конференции 5 июня стал "Белый мавр или Три истории о моих соседях" Дмитрия Фикса. Он посвящен будням так называемого "верхнего среднего класса" - пока еще малочисленной в нашей стране прослойки состоятельных граждан. Помимо завидного достатка, всех этих погрязших в экзистенциалистских сомнениях и банальных супружеских изменах бизнесменов, кинозвезд, модных режиссеров, владельцев стоматологических клиник и их жен объединяет звонкое пионерское прошлое, преодолеть которое подчас оказывается гораздо сложнее, чем отгрохать особняк на Новой Риге…
Дмитрий Фикс рассказал, что эта картина – продолжение его сотрудничества со сценаристом Максимом Стишовым: "Одно время мы вместе делали сериал "Бальзаковский возраст, или все мужики сво…" В 2008 году мы закончили снимать этот проект. Неиспользованные истории Максим собрал в книгу рассказов. И мы решили, что можем некоторые из них экранизировать". Он добавил, что "Белый мавр", название сборника и фильма, звучит слишком пафосно. Чтобы этот пафос сбить, добавили строчку про соседей.
У журналистов сразу же возник вопрос: задуман ли нынешний фильм как встречный проект "все женщины – сво…"? Если нет - почему его героини дают к тому множество поводов?
Создатели фильма ничего по большому счету не придумывали, пояснил Дмитрий Фикс, просто пытались отразить свои ощущения по поводу действительности, в которой живут. "Мы снимали кино абсолютно про тех людей, которых знаем: про мужчин - инфантильных, не способных ни на что, при этом даже что-то зарабатывающих; про женщин, которые могут любить, которые держат своих мужей… Мы снимали кино и про таких нехороших женщин, у которых непонятно что в голове…"
Журналисты отметили прекрасную игру актеров, подчеркнув, что многие из них неожиданно открылись совершенно по-новому. Например. Андрей Соколов, которого многие считали шаблонно-сериальным. Артисты же, в свою очередь, поблагодарили режиссера за профессиональный подход и предоставленную им возможность самовыражения.
Из современного кино ушел сам процесс работы с артистами, отметил Александр Галибин, но "Белый мавр…" в этом смысле – приятное исключение. "Были времена, когда работа с актером велась подробно, когда разрабатывался каждый эпизод, когда можно было получать удовольствие не только от того, что видишь себя на экране, но и от того процесса, который на сегодняшний день упущен, - сказал знаменитый артист.
– Иногда для 12 минут, которые нужно снять в день, нужно выучить 30 страниц текста. Ну это же нелепо! Исчезает самое главное, что было в кино – профессионализм… Мы снимали эту картину год, и в течение этого времени я, вместе со всей съемочной группой, получал удовольствие от съемочного процесса"
"Белый мавр…" изначально был задуман как фильм телевизионный, и в связи с этим возник вопрос: что делать с откровенными сценами, которые и на "Кинотавре" зрителей утомили, а в домашней семейной обстановке так и подавно неуместны? Создатели "Белого мавра…" не стушевались: на этот случай у них заготовлена soft-версия.
- То, что сегодня считается софт-версией, завтра может оказаться hard-версией, – возразил режиссеру один из журналистов. - В частности, в Санкт-Петербурге уже принят закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма, который вам, собственно, грозит штрафом от 250 до 500 тысяч рублей. И есть перспективы ввести такой закон по всей России… Вот что вы, как художник, будете дальше делать? Где для вас та граница, когда скажете: нет, я уже резать дальше не могу? Или дальше снимать не буду?
Дмитрий Фикс ответил, что создатели картины и к такому повороту событий готовы, "есть вариации". Но выразил надежду, что сильно "вырезать" все-таки не придется. А один из продюсеров оптимистично пошутил, что ему бы очень импонирует идея подпольного проката…